29 авг. 2011 г.

Siberia tour part 2


Алтайские тройки или Тюлений суп по Алтайский



Прежде чем окончательно определится  с планами поездки на Алтай я долго думал… А стоит ли мне ехать в троечный тур? Или стоит заморочиться  и замутить  что-то более интересное…? Но эта мысль недолго присутствовала в моем мозгу, я довольно быстро осознал, что ничего более интересного я не поплаваю ни с кем, кроме как с командой Riverzoo, и вообще это геморрой, что-то придумывать самому.  К тому же, всё-таки основной идеей всей моей поездки было глобальное расширение сознания, а не чистый каякинг.  Последней каплей в принятии решения была новость о том, что нас в этом туре будет аж 40 человек!!!  Такого Алтай еще не видел! Да какой там Алтай, Россия еще не видела! И я посчитал просто грехом пропустить это легендарное событие.



Многие наверное скажут:  «Да ладно, что такое 40 человек, бывает и больше…» Нет, друзья! Вы не представляете, что такое одновременно 40 человек в  туре… Ведь это не просто люди, которые собрались вместе поплавать, это все были люди которые приехали в тур Riverzoo,  зоки, ЖИВОТНЫЕ!!!  Пять микроавтобусов разного класса, уровня и качества колесили по всему Алтаю и развозили животных со всей страны по речкам! В огромном,  40 литровом казане, на адском газовом свинопале готовилось рыгло на 40 рыл  (причем на удивление получалось очень вкусно)!  Огромного,  50 литрового газового баллона хватало всего на 3 дня! Из двух огромных тентов строилось стойло, куда на ночь загонялся весь зверинец.   А с утра  все опять  грузились в адские машины для перевозки скота, что бы двинутся дальше в сторону очередной речки. Уазики не выдерживали, кряхтели, пердели, ломались, даже переворачивались, но все равно  продолжали двигаться в сторону заветных речек. Что бы через пару часов все животные смогли сесть в свои лодочки и еще больше вспенить и без того бурные алтайские речки.  Вода вскипала под лопастями  40 гребущих каякеров!  В общем, происходило что-то нереально эпическое!!! Те, кто пропустил это, боюсь не скоро смогут увидеть повторение…




Так как это был тур по алтайским тройкам, то среди животных было много тех, кто были не просто животными, а потенциальными «тюленями».  В связи с этим, мне и всем кто хорошо плавал, пришлось переключиться из статуса обычного зока-клиента в статус  сафети- «охотника на тюленей». Животным я конечно от этого меньше не стал, а только наоборот, с каждым днем все больше и больше оскотинивался.   Но все эти обстоятельства  ничуть не повлияли на мои впечатления, полученные от тура и от речек в частности, а наоборот очень их приукрасили.  И теперь я попробую,  коротенько и упорядоченно, поделится этим с вами.
И так…

Катунь
Это самая попсовая и известная речка на Алтае.  Где бы ты ни сказал, что я плавал этим летом на Алтае, все сразу спрашивают про Катунь.  Все рафт туры проводятся на ней, так что говорить про нее много не стоит. Мы плыли участок от Яломана до Урсула и чуть ниже.  Я, наверное, так и не смогу составить правильного каякерского впечатления об этой речке,  потому что все интересные пороги  мы с Лехой плыли на topoduo или, проще говоря, на двухместной полиэтиленовой перде. А так как ни я, ни Леха не можем просто медленно сплавляться, ну не получается у нас, то мы как бешеный паровоз проплыли все страшные и огромные валы, воронки и поганки даже не заметив.  О чем я теперь немного жалею, потому что это офигительная фановая речка, напоминающая Уганду, где все большое и страшное, но в тоже время мягкое и пушистое. Правда в одном месте нас все же подкусила какая-то акула, и я покинул судно, что бы немного подышать))). Но все произошло так быстро и незаметно,  что я тут же на воде забрался в наше судно и мы, как ни в чем небывало, продолжили путь.  Нижний же участок я плыл на Dagger Axiom, что существенно расширило возможности фанового сплава, но участок был уже не тот, не было хороших порогов и валов.


Но если для нас это была фанавоая речка, то для всех потенциальный тюленей это было так сказать тестовое испытание на прочность духа и очка.  Стоя в конце порога на страховке и наблюдая как вереница из 40 каякеров  сыпется  в порог и там начинает варится, все это сразу напоминало суп… Суп из тюленятины. Но к счастью в этом испытание почти все показали себя хорошо и отведать этого блюда нам так и не удалось. Но это было только начало, а в перди у нас были еще испытания.

Урсул
Если Катунь была испытанием духа, то Урсул был наоборот проверкой на обладание техническими навыками и координацией движения. Речка ничего сложного из себя не представляла, по мне так вообще слаломный канал. Короткий сплавной участок максимум на час с двумя очень простыми порогами. 

Задача всех новичков была показать , что они тупо могут выдержать линию ведущего и в случае чего самостоятельно прочитать воду  и убежать от всех неприятных плюх.  С этим  некоторые справились похуже ,и попали под фильтрацию перед  следующим более серьезным испытанием.

Самульта
Это наверное кульминация  всего тура.  Здесь помимо всех предыдущих качеств,  требовалась сила и выносливость. Потому что заброска на эту речку не из простых, а идется она как «каякерское путешествие в экспедиционно автономном стиле», то есть 3 дня в автономе.  Для того что бы попасть на эту речку нужно вытерпеть  3 часовую заброску в уазике по бездорожью с кучей приключений и переворотом  на борт  в этом же уазике. А потом 6 часовую прогулку с груженой лодкой за плечами или на хвостике.  Причем все это сопровождалось у нас с Лехой еще постоянными поисками тропы, так как мы шли первыми, а из людей кто бы был тут раньше, у нас рядом были только Алена с Андрюхой.  Которые в прошлом году с Васей так и не нашли эту тропу, и шли все тоже самое 2 дня. И  кстати именно во время одной из разведок по поиску тропы, когда я ушел один глубоко в лес  и немного заблудился, у меня произошло осознание того,  что я нахожусь где то глубоко в тайге, хотя относительно Китоя мы были довольно близко от цивилизации. И  наверное в этот момент я почувствовал то самое окончательное  единение с природой))) 


После долгих хождений  и ожидания все х отставших животных, ведь вторая группа у нас дошла только на следующий день, мы всё-таки сели в лодочки и отправились в сторону страшных порогов. Благо уровень воды был низкий и порги были не такими  супер сложными и ужасными как всех накануне  кошмарил  Деник.  Но не смотря на это нам пришлось искушать тюленего супа и тюленьих соплей по полной программе. Но все остались целы и  здоровы, все счастливые доплыли с потерей всего одного весла. Про сами же пороги и речку гораздо лучше написал Юра Шишкин , а так же можно ознакомится с версией Лехи Лукина или почитать в отчете у  Лены Янковской
Я же наверное резюмирую свое мнение об этой речке тем, что это действительно кульминация всего троичного тура. Ведь в эту речку входит и сложная пешая заброска, и путешествие в автономе и наверное самые сложные  троечные пороги. В общем  это must have каждый! Итога вы получите много очков experience в свою каякерскую карму, а возможно даже и level up!

Чуя
После Самульты мы переехали на чибитскую поляну. Это место начала оканчания практических всех наших туров. На этом месте проводилась гонка «Король Азии» и за все время которое я был на Алтае именно тут я мы провели наверное больше всего времени и это место стало для меня вторым домом.

Тут вся наша банда немного разделилась.  Все кто плавал получше отправились на сеанс погружения  «нереально крутых и безумно храбрых»,  то есть плавать Мажойский каскад, а все кто похуже отпрвались плавать нижнюю Чую до порогов Слаломный и Бегемот. Что там происходило внизу я не знаю, но вернулись все довольные и одухотворенные. 

А у нас же происходило приготовление очередного блюда из тюленятины. 
Сейчас подробно описывать Мажойский каскад не буду, лучше я это сделаю в отчете про «Короля Азии». Пока же вкратце расскажу как у нас все прошло.
С первых же метров порогов практически у всех в глазах читался чуть ли не панический страх. Потому что и вправду вода выглядела пугающе коричневого цвета, а плавающие завалы из бревен говорили о том, что воды и впрямь дохрена.  Народ начал осознавать свою ничтожность буквально на первых поворотах и кто-то свалил уже у первого моста. Те храбрецы, которые поплыли дальше довольно быстро тоже осознали это и начали сваливать на берег. Кто-то по своей воле, а кто-то в следствие неприятного отсрела.  Благо Мажойский каскад тем и хорош,  что в любой момент можно свалить на берег и дойти до лагеря пешком. Больше всего мне запомнился Саша Фролов (Мотсенчес), который  после очередных чих-то спасработ подплыл ко мне и произнес теперь уже наверное легендарную фразу:
-Всё! Всё! Я осознал свою ничтожность! Можно я пойду дальше пешком?...

А вот тут вы еще можете ознакомится с рассказом Алеши Лукина о том как мы с ним первый раз проплыли нижний Мажой и не только.

Башкаус
Наверное одна из самых легендарных рек Алтая, во всяком случае для меня. Но она легендарна своей нижней частью, а в этом туре мы должны были зацепить только верхнюю часть.
 Первый раз мы ее проехали в состояние так сказать немного «под шафе», так как перемещаться в уазике по другому я почти не мог))) По дороге активно вылавливая фрикадельки из тюленьего супа, который начал варится совершенно на ровном месте. А  вечером я решил устроить викторину и переделится группами в совершенно произвольном порядке. Так что второй раз мы проплыли все это уже в нормальном тренировочном режиме.

В общем верхний участок очень простой, с красивейшим  каньоном, вода в котором по структуре напоминает слаломный канал.  Идеальное тренировочное место.

Куркуре
Это красивейший  и довольно учебный водопад на притоке Чулышмана. Но что бы туда попасть надо пройти несколько испытаний.
Первое  это просто бошкосносительной красоты  перевал Кату-ярык - это наверное визитная карточка всего Алтая.  Но есть одно по нему надо спустится ногами на 800 метров вниз, так как машины груженые просто не могу там спустится.
Следующее испытание это чулышманское ZЛО.  
Мне кажется это уже стало обязательное испытание тура по алтайским тройкам.  Это настолько злое зло что в моем сознание происходили странные метоморфозы превращения в тушку тюленя, потом в  медузу, потом в морскую звезду, а потом мое сознание погрузилось по колено куда-то под землю.  Вобщем я только и думал когда же отпустит…  Все обещали, что отпустит ровно на срезе 10 метрового водопада. 

Однако прежде чем оказаться на спасительной, попускающей кромке водопада, тебе предстоит пройти еще несколько  испытаний. В таком вот состояние тебе надо пройти по знойной чулышманской долине пару километров с лодкой за плечами, а потом еще взобраться метров на 60 по скалам.
Но и на этом испытания не заканчиваются, что бы дойти до кульминациого места, необходимо преодолеть еще каскад из слайдов и сливов высотой от 2 до 5 метров.  К сожалению не все  нас смогли преодолеть все эти испытания. Кто-то сдался еще в лагере, кто-то как Ира  изо всех сил пытался преодолеть каскад сливов и бочек до водопада, но так и не смогла этого сделать. Кто-то же как Толик преодолел все эти испытания и добрался до последнего улова, но уже к сожалению без лодки и сам водопад ему пришлось покорять жопой вниз. А кого-то же как Алешу Лукина похоже все-таки побороло зло и на втором прыжке он почти сломал себе ребра.  Я же настойчиво пытался  сделать всё, чтоб меня попустило зло, но я смог его окончательно побороть только на третий прыжок и то когда вкинул в полете весло.  Вобщем все кто хотел и не хотел, кто мог и не мог прыгнули во всевозможных положениях и все остались целы, за исключением наверное Алешиных ребер.

Короче резюме такое – этот водопад офигительный бонус всего тура  и опять же относится к разряду must have каждый и не по разу!
А для самых жадных по дороге до лагеря на Чулышмане есть офигенный родео бочка-вал, в котором мы с Машкой скрутили по настоящему лупу на сплавных лодках.

Чулышман
Наверное следующая по легендарности речек после Башкауса на Алтае. Но в этом туре мы шли только нижнюю часть не представляющую для меня ни какого интереса кроме как расширение кругозора. Так что про нее писать не буду. Скажу лишь только что это класические класс 3, а по нашей воде может и класс 2. 
Но всем троечникам  надо побывать обязательно!

Чульча
Совсем не троечная речка, я бы сказал хорошие класс 4-5, в чем-то даже по сложнее Мажоя. Так что в этом туре она была наверное большим плюсом для нереално крутых и безумно храбрых.
Ч то бы попасть на нее надо тоже прогуляться пару  часиков с лодочкой за спиной и полазить по скалкам. Но все это с лихвой оправдывается, когда твоему взору открывается потрясающий по красоте чульчинский водопад.  На нем надо побывать всем, не важно собираешься ты плать речку или нет.   



Но если ты все же занес туда свою лодку, тебе надо приготовится сжать свое очко с силой способной перекусить лом и все равно этого  будет не достаточно, что бы не нарушить главного правила каякера do not pee in your kayak.  Потому что обратно лодку тебе точно не захочется нести и придется плыть по настоящим мужским порогам, даже если ты занесешь свою лодку ниже всех.  В общем речка что надо, для настоящих пацанов!

На этом наверное наше путешествие и подошло к концу.

К сожалению голубому вагону, в котором мы ездили, необходимо было уезжать и мы не смогли поприсутствовать на последней прощальной ночи  тура, но я слышал было круто.  Надеюсь все остались довольны от нашего чудо-путешествия, лично я очень. Ведь друзья вы все смогла поучаствовать практически в историческом событие!
Все кто уехал – уехал, а все кто остался – остался что бы поучаствовать в следующем знаковом событии этого года, в гонке «Король Азии 2011». Но это будет уже отдельная история.

До связи!
 P.S.
Больше фото тут или в ВК тут

3 комментария:

  1. Через 8 минут мы подошли к пор.Туданский (5 КС), одному из самых сложных препятствий Нижнего Чулышмана. Вход в порог разделён двумя крупными скальными обломками на три части, в каждой – слив высотой около 1,5 м. Ниже левого слива в русле скальный выступ ЛБ, на который наваливает. Отразившись, струя уходит вправо, соединяясь со струей после прямого среднего слива. Через 30м быстротока снова две глыбы делят русло на три части. Проход только слева – тут слив через большую плиту с обливным выступом в середине. Средний слив узкий и завален камнями. Правый слив в обеих ступенях непроходим. После порога 200 метров мощных валов. Просмотр порога с обоих берегов.

    Egor napisdel scuka! 2 KC na Chulishmane.
    http://www.extreme-team.ru/tours/2010/altay/report.php#day13

    ОтветитьУдалить
  2. Егор, забыл пожать тебе руку за классные отчеты об Алтае, немного по-новому узнаю свой регион)))

    ОтветитьУдалить